(В миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807, с. Никольское Спасского у. Тамбовской губ.- 22.09.1915, Серафимов Дивеевский жен. мон-рь), блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых), Дивеевская, более известна как Паша Саровская. Согласно сведениям метрической книги с. Никольского, 5 мая 1801 г. у крепостного крестьянина Ивана Павлова и его жены Дарьи род. дочь Ирина; с большой долей вероятности это - запись о рождении П. (ЦГАРМ. Ф. 57. Оп. 1. Д. 389. Л. 107). Родители П. принадлежали помещикам Лачиновым; впосл. с. Никольское перешло во владение Булыгиных, о чем свидетельствует 1-й биограф П., сщмч. Серафим (Чичагов) (Серафим (Чичагов), архим. 19032. С. 834-850).
В 17 лет Ирину выдали замуж за крестьянина Федора, с к-рым она прожила 15 лет, детей у них не было. Затем они с мужем были проданы в соседнее с. Сургоди помещикам лютеран. вероисповедания, надворному советнику Карлу Шмиде и его супруге, урожденной фон Ганевальд. Через 5 лет муж Ирины умер от чахотки, и хозяева сделали ее кухаркой и экономкой. Она категорически отказалась вновь выходить замуж и добросовестно занималась хозяйством. Через 1,5 года у Шмиде украли холсты, подозрение пало на Ирину, к-рая не признала своей вины под пытками в ходе полицейского дознания, и позднее выяснилось, что она была невиновна.
После происшедшего Ирина самовольно ушла на богомолье, ее нашли в Киеве и вернули по этапу, но через год она вновь сбежала. Во 2-й раз помещики не захотели ее принять, и в течение 5 лет Ирина скиталась по родным местам, затем ок. 30 лет прожила в глухом Саровском лесу. Согласно преданию, в Киеве она тайно постриглась в монашество с именем Параскева.
С 1877 г. П. неоднократно приходила к жившей в Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре Христа ради юродивой Пелагии Серебренниковой, но не оставалась надолго, повинуясь указанию Пелагии. В 1879 г. на П. напали разбойники, к-рые, не обнаружив при ней денег, сильно избили ее и проломили ей голову, впосл. блаженная мучилась головными болями (Там же. С. 840). В 1883 г. она почти неотлучно жила в Дивеевском монастыре, а после смерти блж. Пелагии (30 янв. 1884) осталась в нем до конца жизни, приняв подвиг духовного окормления сестер и многочисленных паломников (Сказания о Христа ради юродивой… П. И. Серебренниковой. 1891. С. 95-97). Благодаря дару прозорливости П. была широко известна в России.
В 1892 г. П. предсказала скорое рукоположение во священника отставному полковнику Л. М. Чичагову, и 26 февр. 1893 г. он был рукоположен во диакона, а в 1898 г., после смерти супруги, постригся в монашество с именем Серафим. До самой смерти П. он оставался ее преданным духовным сыном, по ее благословению составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», имевшую важное значение в деле прославления прп. Серафима Саровского. В последней главе «Летописи…» Серафим (Чичагов) дал описание жизни П., упомянув о том, что она постоянно молилась по ночам и понуждала живущих рядом с ней молиться в полночь, строго следила за тем, чтобы сестры ежедневно посещали службы. П. часто пряла и вязала, сопровождая работу внутренней Иисусовой молитвой, кроме того, она любила полоть грядки и поливать огород, при этом также непрерывно молясь. Если П. говорила: «Уж я полола, поливала, везде полола!» - это означало, что она молилась за того, о ком шла речь. Из описания 90-х гг. XIX в. известно, что она обычно носила сарафаны, предпочитала яркие цвета, при встрече почетных гостей иногда надевала несколько сарафанов сразу, а летом ходила в одной рубахе. П. строго следила за чистотой и порядком в келье и монастыре, все время проводила в работе и бранила монахинь за нечистоплотность и праздность. У нее было много кукол, которых она часто использовала в своих предсказаниях посетителям.
По воспоминаниям, когда в 1902 г. в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о канонизации Серафима Саровского, П., которой было уже ок. 100 лет, 15 дней постилась, ничего не ела (Серафима (Булгакова), мон. 2011. С. 391). Согласно дивеевскому преданию, во время Саровских торжеств 1903 г., посвященных прославлению прп. Серафима, П. предсказала рождение цесаревича Алексия Николаевича, показав куклу-мальчика посетившим ее вел. князьям. 20 июля 1903 г. ее навестили имп. Николай II Александрович, имп. Александра Феодоровна, вдовствующая имп. Мария Феодоровна и др. члены царской семьи, о чем есть упоминание в дневнике императора (Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 187-188). Келейница блаженной Евдокия Ивановна Барскова рассказывала, что по окончании визита император отзывался о П. как об истинной рабе Божией, которая приняла его не как царя, а как простого человека (Серафима (Булгакова), мон. 2011. С. 394-395).
К П. также обращались за наставлением многие известные духовные и светские лица. Ее особо почитал сщмч. Петр (Зверев), записи о ней сохранились в дневнике еп. Арсения (Жадановского). Митр. Нестору (Анисимову) П. предсказала годы заключения. У П. неоднократно бывал С. А. Нилус, к-рый оставил жизнеописание блаженной.
С началом первой мировой войны П., несмотря на старость и немощь, усиленно молилась. По воспоминаниям Барсковой, в этот период П. называла Николая II мучеником, преподобным и говорила, что он будет «выше всех царей», часто клала земные поклоны перед его портретом (Серафима (Булгакова), мон. 2011).
14 сент. 1915 г. самочувствие П. ухудшилось, ее соборовали, причастили и прочитали по ней отходную. С этого дня она питалась только св. водой и тихо скончалась 22 сент. Отпевание П. совершил 25 сент. еп. Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий). Ее тело погребли за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, рядом с блж. Пелагией Серебрянниковой, в кирпичном склепе, над к-рым была устроена часовня.
В советское время захоронение блаженной подверглось осквернению. При возобновлении мон-ря в 1990 г. могила П. была восстановлена и на ней поставлен крест.
31 июля 2004 г., во время торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского, П. была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, 6 окт. того же года Архиерейский Собор РПЦ установил ее общецерковное почитание. Мощи П. обретены 20 сент. 2004 г., в наст. время они находятся в Казанской ц. Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 дек. 2018 г. мощи Дивеевских блаженных, в т. ч. П., были переложены в новые дубовые раки работы владимирского мастера А. Усюка. Домик-келья П. передан мон-рю в 2004 г., в нем находится музей П. и истории Дивеевской обители.
Современники отмечали, что П. «обладала весьма типичной наружностью», в к-рой особенно поражали «детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза», «чистый взор ребенка», в одежде проявилась ее любовь к ярким красным цветам (Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М., 2006. С. 347, 350).
Образ П. встречается в росписях храмов Серафимо-Дивеевского мон-ря (напр., в Преображенском соборе - 2003-2008, бригада под рук. самарского мастера А. А. Беляева) и его скитов (ц. прп. Серафима Саровского Серафимо-Понетаевского мон-ря (росписи того же мастера), Троицкий Белбажский мон-рь). В Казанской ц. помещен сюжет «Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Саровскую» (2003-2004, московские мастера Я. В. Рылло и Д. В. Шабалина; П. в белой рубахе и синем сарафане, голова не покрыта); в трапезной ц. блгв. кн. Александра Невского написано шествие прп. Серафима Саровского с дивеевскими преподобными женами, за ними следуют 3 блаженные в светлых одеждах, П. в центре (2002-2003, палехская иконописная мастерская «Лик»). «Беседа св. царственных страстотерпцев с блж. Параскевой Саровской» представлена также в росписи ц. Св. царственных страстотерпцев в Сарове (2017-2018, палехская иконописная мастерская «Новое Воскресение» и нижегородская мастерская «Византия»). На фреске в больничной ц. прп. Илариона Великого в Оптиной пуст. (2007) на П. мантия и схима, голова покрыта куколем, обеими руками святая держит посох, изображена вместе с блж. Пелагией Серебренниковой; аналогичный образ - в ц. Собора Дивеевских святых при подворье Серафимо-Дивеевского мон-ря в Москве (ок. 2011). На мозаике в центральном нефе нижней Успенской ц. в Благовещенском соборе обители блаженные представлены на фоне цветущего сада (2015, московская мастерская «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» под рук. В. О. Борисенко), в приделе Собора Дивеевских святых - «Св. царственные страстотерпцы в гостях у блж. Параскевы Саровской» (между 2016 и 2018, белорус. мастерская «Артель-Арт» под рук. Д. В. Чубукова).
Образ П. также вводится в многочисленные совр. композиции «Собор Дивеевских святых», находящиеся в храмах Серафимо-Дивеевского мон-ря и Нижегородской епархии (2006, местный ряд иконостаса Троицкого собора обители), «Собор святых земли Дивеевской» (роспись монастырской больничной ц. в честь иконы Божией Матери «Целительница», 2009-2010, московские мастера М. Е. и И. А. Мироновы при участии мон. Хрисанфы (Долгатовой); мозаика на фасаде подворья Серафимо-Дивеевского мон-ря в Москве, 2012, мозаичная мастерская «Преображение»), «Собор Нижегородских святых» (2008, иконописная мастерская «Традиция», кафедральный собор блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Все святые, в земле Русской просиявшие». На одной из икон (частное собрание) написанный на основе литографии Серафимо-Дивеевского мон-ря 1876 г. центральный образ прп. Серафима Саровского окружен клеймами с поясными образами Дивеевских святых, в т. ч. П. На основе хромолитографий созданы современные портреты П. (напр., с куклами в руках - 2017, худож. М. Мироненко).